Важность оценки эффективности рекламы
Важнейший и результативный способ продвижения товаров (услуг) – это реклама. Возобновляя нашу еженедельную рубрику, хотелось бы поговорить на эту тему.
Всеми известный факт, что реклама самая затратная часть маркетингового бюджета, пусть и не всегда основная. Поэтому здравомыслящие руководители и маркетологи, желают знать уровень её эффективности. В противном случаи, бесконтрольное проведение рекламных кампаний, приведёт к большим расходам бюджета, и как следствие к убыткам.
Так что же делать, когда реклама не даёт нужного результата? Как увеличить её эффективность? Прежде чем начнём разбирать эти вопросы, нужно запомнить главное – контроль результатов только в конце рекламной кампании – это колоссальная ошибка. Успех заключается в тщательной подготовки перед запуском и контроль в процессе проведения рекламных активностей.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Нет единого метода воздействия рекламы. Слишком много факторов, влияющих на тот или иной потребительский сектор: страна, менталитет, возраст, пол, предпочтения и другие показатели. В настоящее время существует около 50 моделей восприятия и 10 методов оценки эффективности, и это число продолжает расти.
Часто задают вопрос: «Почему многие компании не оценивают эффективность рекламы?»
Всё очень просто. Важно понимать, что данная процедура требует немалых финансовых затрат. Идеально спланированное маркетинговое мероприятие должно пройти следующие этапы:
- Проведение разведочного исследования – определение целей рекламной кампании. Результаты этого исследования берутся за основу, и на следующих этапах эффективность измеряется, сравнивая с базовыми показателями (количество покупателей, доля рынка объём реализации и др.).
- Проведение самой рекламной компании, которая обычно проходит в несколько этапов (волнами). На каждом этапе – промежуточная проверка. Позволяет уже на начальном этапе определить сильные и слабые стороны, при необходимости внести коррективы к следующей волне кампании.
- Результат кампании – эффективность финальных показателей.
Когда рынок растёт за счёт охвата большой доли рынка, то имеет смысл тратить резервы именно на это. Здесь можете себя ограничить, на какое-то время, методом оценки «эффективность на глаз».
А вот если темпы роста снижаются, падает уровень продаж, то здесь стоит задумать о повышении эффективности бизнеса, и выделить деньги на анализ и рекламную кампанию.
Любая компания должна с заботой относиться к цифрам и различным показателям, так как именно эта информация будет служить в дальнейшем инструментом оценки эффективности в сравнительной характеристике. Грамотный специалист, выстроив графики, должен уметь показать динамику развития компании на основе накопленных данных. Тут уж важно, чтобы для маркетолога – цифры были не просто числами, а инструментом для достижения цели.
Рассмотрим несколько причин, снижающие эффективность рекламы:
- Не поставлены четкие/достижимые цели кампании.
- Несоответствие задач рекламной кампании целям стратегии развития и маркетингового плана.
- Неверный выбор сегмента рынка.
- Некорректный выбор информационных каналов размещения рекламы.
- Нет обратной связи от потребителей.
- Проведение маркетинговых мероприятий неквалифицированным специалистом.
- Не составлен план контроля для проводимой рекламной кампании.
Рассчитать точную эффективность выбранных средств продвижения не представляется возможным, и всё же приблизительные показатели, дадут информацию для принятия верного решения. Для верного анализа эффективности рекламы, необходимо рассмотреть две её составляющие, о которых поговори в следующей статье.