Реклама как отражение культурных особенностей
Принято считать, что современная реклама в странах СНГ во многом берет пример с запада. Отчасти это соответствует действительности. Европа и Америка намного раньше стали заниматься маркетинговыми исследованиями и изучением методов воздействия на различную целевую аудиторию.
Однако не стоит забывать о таком факторе как разница менталитетов. Ни для кого не секрет, что, к примеру, рекламные ролики в Казахстане часто пропагандируют традиционные и культурные ценности, а в России они часто имеют отсылку к интересным историческим фактам или персоналиям. На Западе принято достигать необходимого эффекта путем использования качественной визуализации, ведь для жителей этих государств реклама представляет собой лишь средство для продвижения товара.
Почему так популярна костюмированная реклама в странах СНГ? Здесь, скорее всего, сказываются особенности воспитания. Нам с детства рассказывают сказки, затем – о подлинных исторических личностях и их вкладе в развитие общества, искусства, культуры и др. У людей появляется четкая ассоциация о том, что «раньше было правильно». Поэтому и отношение к использованию, скажем, образа традиционной семьи в народных костюмах делает отсылку к «правильному». Далее срабатывает связка: «раз это было правильно раньше, то и сейчас это должно быть так». Данный феномен и степень воздействия такой ассоциативной связки уже давно изучен психологами и маркетологами. При разумном использовании этот прием дает отличный результат.
В Казахстане в последние годы наблюдается возрождение интереса к традиционной культуре и искусству. Аналогичные процессы проходят во многих странах СНГ. Поскольку реклама носит на себе отпечаток культурного наследия, то и ей стали присущи традиционные черты. Особенно это заметно по социальным роликам или при демонстрации рекламы продуктов питания.
В России, к примеру, сегодня довольно в больших объемах стали популяризировать историю. На волне большого интереса к прошлому реклама стала иногда приобретать черты патриотических воззваний. Во многом это нашло отражение в использовании образов известных исторических личностей или знаковых событий. Это особенно заметно по видеороликам на ТВ и в цифровом формате, а также при использовании персоналий в наружной рекламе (реже – в интерьерной).
На Западе в рекламе можно чаще встретить мультяшных персонажей или героев известных легенд и сказок, чем реальных исторических личностей. В целом, механизм срабатывает так же. Зритель может «примерить» на себя с детства знакомый образ и решить нужен ли ему предлагаемый товар.
А все потому, что и демонстрация традиционных ценностей, и использование образов исторических личностей, и практичное отношение к рекламе являются чертами национального самосознания разных народов. В каком бы формате ни выступала реклама, она призвана оказывать определенное воздействие на людей, приводить их к покупке товара или услуге. А для этого, как известно, все средства хороши.